Эллипс
Компания
Услуги
Продукты и решения
Проекты
Поддержка
Публикации
Контакты
Публикации  >   Статьи  >   О взаимодействии автоматизированных и информационных систем в диспетчерских центрах ГОРСВЕТ


О взаимодействии автоматизированных и информационных систем в диспетчерских центрах ГОРСВЕТ


  На современных предприятиях, в том числе и в большинстве ГОРСВЕТов, функционирует множество автоматизированных и информационных систем, в данной статье рассмотрим только системы, с которыми работает диспетчерская служба ГОРСВЕТа.


Автоматизированные и информационные системы в диспетчерской

  Основной АСУ на предприятии ГОРСВЕТ является автоматизированная система диспетчерского управления наружным освещением (АСДУ НО или более распространённый вариант - АСУ НО). Большинство клиентов ЗАО "ЭЛЛИПС" используют АСУ НО "Горсвет" разработанную НПП "Горизонт", г.Екатеринбург. Некоторые ГОРСВЕТы используют несколько различных АСУ НО.

  Автоматизацию учета потребляемой электрической энергии обеспечивают АС технического учета электроэнергии (АСТУЭ). Они собирают данные счетчиков из АСУ НО, хранят их и формируют ежемесячные отчеты для "Энергосбытов".

  Для мониторинга местонахождения и параметров автотранспорта используются GPS-трекеры, в большинстве случаев, используется система Автотрекер, разработанная компанией "Русские Навигационные Технологии", г.Москва.

  Некоторые предприятия ГОРСВЕТ также решают задачи эксплуатации и управления светофорным хозяйством городов, в этом им помогает АСУ дорожным движением (АСУ ДД). В основном используется АСУ ДД "КС", разработанная компанией "Комсигнал", г.Екатеринбург.

  Для фиксации и контроля телефонных переговоров на предприятиях используются специализированные программно-аппаратные комплексы, интегрированные в АТС или сторонней разработки, например система записи телефонных разговоров "Незабудка 2", разработанная Центром Речевых Технологий г.Санкт-Петербург.

Использование в ГОРСВЕТе различных автоматизированных и информационных систем
Использование в ГОРСВЕТе различных автоматизированных и информационных систем

  Все ГОРСВЕТы в своей работе обязательно используют ГИС, причем несколько одновременно, каждую для своих задач. ДубльГИС повсеместно используется как справочник организаций и для адресного поиска объектов. ГИС Панорама, ArcGIS, Ингео, Вега используется для автоматизации ведения учета местонахождения сетей наружного освещения.

  Также в работе используются различные системы видеонаблюдения (для вторичного визуального контроля состояния осветительных сетей), начиная от собственных систем и заканчивая общедоступными (ru.webcams.travel, probkiizokna.ru).

  Для учета и обработки заявок (об авариях, на раскопки) используется широкий спектр информационных систем, как заказных, так и собственной разработки, но, как правило, уникальных - "1 система = 1 предприятие".
  Здесь же стоит отдельно отметить автоматизированные сервисы по уведомлению ответственных лиц о проблемах городского хозяйства, например streetjournal.org.

  В целях быстрого просмотра установленного уличного оборудования НО специалисты используют 3D фотографии улиц города, предоставляемые сервисами maps.yandex.ru и maps.google.ru.

  Все рассмотренные выше системы решают свои узкоспециализированные задачи и, в большинстве случаев, работают изолированно друг от друга.

  Диспетчерские центры ГОРСВЕТов используют от 2 до 15 (в среднем 5) различных, не взаимодействующих между собой автоматизированных и информационных систем.


Проблемы отсутствия взаимодействия систем

  Объект управления у всех этих систем один – это сети наружного освещения и в рамках этого объекта системы должны как минимум работать согласованно, а в идеале - взаимодействовать. При раздельной работе систем согласование данных и взаимодействие посредством команд между ними выполняет оператор, в нашем случае это диспетчер.
  Рассмотрим работу изолированных систем на примере типовой ситуации – диспетчеру ГОРСВЕТа поступает звонок: "У здания ГорГражданПроекта не горит освещение, точный адрес сказать затрудняюсь". Далее диспетчер:

  1. На черновике фиксирует: текст сообщения, кто сообщил, телефон;
  2. Открывает систему ДубльГИС,
    - ищет адрес "ГорГражданПроекта", находит "Пушкина 73";
  3. Заходит в ГИС ГОРСВЕТ
    - ищет "Пушкина 73",
    - смотрит, есть ли там сети НО, оказывается, что сети есть и даже от двух пунктов питания (ПП),
    - по схеме сети диспетчер ищет в ГИС номера этих ПП, находит 563 и 347;
  4. Ситуация неоднозначная, чтобы точно определить неисправный ПП,
    - диспетчер перезванивает сообщившему, чтобы уточнить в каком конкретно месте не горит,
    - параллельно смотрит в ГИС ГОРСВЕТ и определяет по данным звонившего неисправный ПП 347;
  5. Заходит в систему видеонаблюдения, для проверки данной информации,
    - находит там камеру, смотрящую на сеть ПП 347,
    - убеждается, что сеть ПП 347 не горит в зоне обзора камеры;
  6. Открывает АСУ НО,
    - ищет ПП 347, находит,
    - открывает список аварийных событий по ПП 347 за текущие сутки, ищет возможные причины проблемы, не находит,
    - открывает графики токов фаз ПП 347 за текущие сутки, смотрит, но также не находит причины проблемы, смотрит графики токов за предыдущие сутки, там также все нормально;
  7. Открывает журнал с заявками об авариях на ПП,
    - ищет ПП 347 там, не находит;
  8. Открывает журнал допусков к работам по нарядам и распоряжениям,
    - ищет там последние работы на ПП 347, находит,
    - фиксирует на черновике дату, работников и выполненные работы;
  9. Заходит в GPS-трекер,
    - ищет там местоположение оперативной бригады (ОВБ), они оказываются неподалеку от "ГорГражданПроекта" (к сожалению, ПП 347 в трекере не отображается);
  10. По телефону отправляет ОВБ проверить ПП 347, сообщив всю собранную информацию;
  11. Снова открывает журнал с заявками об авариях на ПП,
    - фиксирует в журнале новую аварийную заявку;
  12. Занимается другой работой, ждет информацию по данной проблеме от ОВБ;
  13. После получения информации от ОВБ об устранении неисправности,
    - открывает журнал с заявками об авариях на ПП,
    - ищет последнюю заявку по ПП 347,
    - фиксирует информацию об устранении неисправности полученную от ОВБ и "закрывает" эту аварийную заявку.

  В примере не рассмотрены часто встречающиеся проблемы, возникающие из-за несогласованности данных в различных системах, например ПП 347 может в одном случае называться "ПП-347", в другом "0347", в третьем "ПП_347".

Данный пример был хронометрирован, для двух ситуаций:
  Ситуация, характеризующая степень автоматизации диспетчерской ГОРСВЕТа Время, затраченное диспетчером на выполнение операций из примера, мин.
1 Использование в ГОРСВЕТе систем "как в примере" 15-18
2 Использование в ГОРСВЕТе бумажных журналов, печатных планшетов со схемами сетей, наличие ДубльГИС 25-30

  Анализ алгоритма работы диспетчера позволяет сделать вывод о том, что при изолированной работе систем диспетчер в каждой системе ищет информацию на основе данных, найденных в предыдущей системе.
  Из первичных данных хронометража следует, что основное время тратится на процедуру поиска и гораздо меньше - на анализ данных.
  Также очевидно, что в это время диспетчеру проблематично переключиться на другую задачу. Поэтому задачи аналогичные рассмотренной выше диспетчер не выполняет во время включения и отключения НО, во время работы с районными бригадами, а это затягивает время реакции на аварию и время ее устранения.

Использование в ГОРСВЕТе бумажных журналов, печатных планшетов со схемами сетей
Использование в ГОРСВЕТе бумажных журналов, печатных планшетов со схемами сетей

  Другая ситуация - диспетчер в вечернее время контролирует включение наружного освещения. Типовые действия диспетчера:

  1. Поочередно смотрит, все ли пункты питания включились;
  2. Дает ручные команды на включение ПП, которые не включились или не вышли на связь;
  3. Смотрит в системе видеонаблюдения (при ее наличии) – включились ли эти "не отвечающие" пункты питания;
  4. В это время, на ПП 5110, на фазе А происходит удаленное короткое замыкание, с током КЗ 90А, что не приводит к срабатыванию защиты и сигнализации АСУ НО;
  5. Диспетчер, как правило, не замечая возникшей проблемы, продолжает выполнять текущие задачи (п.п. 1-3);
  6. Наличие на ПП 5110 Iа=90А возможно выявится диспетчером позже, при ежесменном контроле токов (при наличии такой процедуры);
  7. Или выявится случайно – при работе с данным пунктами питания.

  Итог - время обнаружения и соответственно устранения аварии увеличивается, с минут до нескольких суток.

    При наличии аварии в сети НО и до момента ее устранения предприятие несет потери, это:
  • Повышенный износ оборудования, приводящий к сокращению срока его службы и преждевременной замене (при сверх нормативном отклонении напряжения, при коротком замыкании (КЗ) не приводящем к срабатыванию защит, при постоянно повторяющемся КЗ, при перегреве);
  • Повышенное потребление электрической энергии, приводящее к перерасходу бюджета (при сверх нормативном отклонении напряжения, при коротком замыкании (КЗ) не приводящем к срабатыванию защит, при несанкционированном подключении сторонних потребителей, при сверхнормативном дневном горении НО, при необоснованно раннем включении или позднем отключении наружного освещения);
  • Отсутствие освещения в темное время суток на участке улицы с движением, приводящее к повышению аварийности и криминогенности данного участка (при аварийном отключении линии НО в результате КЗ, при необоснованно позднем включении или раннем отключении НО, при неконтролируемом не включении НО);
  • Отсутствие контроля и управления над объектом НО (при потере напряжения на пункте питания (ПП), при потере связи с ПП, при отсутствии управляемого ПП и контрольного сигнала о работе каскада).

  В бюджете предприятия все потери отражаются в переплате за новое оборудование, переплате за электроэнергию, штрафах.

    Данные потери необходимо минимизировать за счет:
  • сокращения времени на обнаружение аварийной ситуации,
  • сокращения времени на устранение аварии,
  • диагностирования, прогнозирования и предупреждения аварии.


Интеграция автоматизированных и информационных систем

  Общепринятым подходом к сокращению потерь времени на ручные операции при обмене информации между системами считается интеграция этих систем.
  В большинстве случаев интеграция осуществляется на базе вышестоящей автоматизированной системы. Таким образом, достигаются цели интеграции (сокращение времени реакции на нештатные ситуации, сокращение времени на поиск информации) и повышается общая надежность работы комплекса систем.

  Рассмотрим, как должны были развертываться события в рассмотренных примерах при использовании единой диспетчерской СИСТЕМЫ.

  Пример 1 – диспетчеру ГОРСВЕТа поступает звонок: "У здания ГорГражданПроекта не горит освещение, точный адрес сказать затрудняюсь".

  1. Система записи телефонных переговоров автоматически фиксирует звонок;
  2. Диспетчер, во время разговора, открывает СИСТЕМУ,
    - ищет адрес "ГорГражданПроекта";
    - система находит "ГорГражданПроект", его адрес "Пушкина 73", отображает близлежащие сети НО, находит пункты питания этих сетей (563 и 347),
    - диспетчер по телефону уточняет, в каком конкретно месте не горит НО; проблемный ПП установлен, это ПП 347, диспетчер завершает телефонный разговор,
    - диспетчер в СИСТЕМЕ проверяет и анализирует данные по ПП 347 (текущее состояние, информацию с видеокамер, графики токов, аварийные события, заявки/наряды на ремонт),
    и находит: время прекращения работы НО от ПП 347, последние работы на ПП 347,
    - диспетчер пытается с помощью ручной команды включить освещение на ПП 347, безуспешно,
    - диспетчер в СИСТЕМЕ видит местоположение оперативной бригады (ОВБ), они находятся неподалеку от «ГорГражданПроекта»,
    - фиксирует в СИСТЕМЕ аварийную заявку по ПП 347;
  3. Диспетчер по телефону отправляет ОВБ проверить ПП 347, сообщив всю собранную информацию, звонок автоматически фиксируется системой записи телефонных переговоров;
  4. Диспетчер занимается другой работой, ждет информацию по данной проблеме от ОВБ;
  5. После получения информации от ОВБ об устранении неисправности,
    - открывает в СИСТЕМЕ ПП 347,
    - фиксирует информацию об устранении неисправности полученную от ОВБ и "закрывает" эту аварийную заявку.

  В данном случае невозможны проблемы, возникающие из-за несогласованности данных в различных системах, например, если ПП 347 в одном случае называется "ПП-347", а в другом "0347". В общем справочнике пунктов питания (и в остальных системах) этот ПП будет иметь одно название.

  Итог – время реакции диспетчера на проблему сокращается до 5-8 минут.

Сравним данный хронометраж с предыдущими:
  Ситуация, характеризующая степень автоматизации диспетчерской ГОРСВЕТа Время, затраченное диспетчером на выполнение операций из примера, мин.
1 Использование в ГОРСВЕТе единой диспетчерской СИСТЕМЫ 5-8
2 Использование в ГОРСВЕТе систем "как в примере" 15-18
3 Использование в ГОРСВЕТе бумажных журналов, печатных планшетов со схемами сетей, наличие ДубльГИС 25-30

  Из таблицы можно сделать неутешительный вывод о количестве не решаемых проблем при отсутствии автоматизации хотя бы на среднем уровне, из-за большого времени на их решение.

Использование в ГОРСВЕТе единой диспетчерской СИСТЕМЫ
Использование в ГОРСВЕТе единой диспетчерской СИСТЕМЫ

  Пример 2 - диспетчер в вечернее время контролирует включение наружного освещения. Типовые действия диспетчера:

  1. Смотрит в СИСТЕМЕ на список текущих тревог – сообщений о существующих авариях (под авариями подразумеваются: КЗ, несвоевременное включение, потеря связи, выход тока или напряжения за установленные границы, продолжительное дневное горения и др.);
  2. При возникновении новой тревоги (а ее сложно не заметить – есть видео и звуковая сигнализация, требование квитирования тревоги) диспетчер сразу попадает на проблемный ПП в СИСТЕМЕ, где имеет возможность:
    - посмотреть его текущее состояние, информацию с видеокамер, графики токов, аварийные события, заявки/наряды на ремонт,
    - дать ручные команды по управлению данным ПП,
    - зафиксировать информацию о проблеме в виде заявки для ОВБ или районной бригады;
  3. В случае если на ПП 5110, на фазе А происходит удаленное короткое замыкание, с током КЗ 90А, что не приводит к срабатыванию защиты и сигнализации АСУ НО:
    - будет сформирована тревога,
    - диспетчер увидит ее в течение минут,
    - уточнит информацию по ПП 5110,
    - предпримет самостоятельные меры по устранению проблемы,
    - в случае их неуспешности, отправит на ПП 5110 ОВБ и зафиксирует проблему в виде аварийной заявки.

  Итог - время обнаружения и устранения аварии не может быть более нескольких часов, а в отдельных случаях – нескольких минут.


Существующие типовые решения по интеграции автоматизированных и информационных систем в ГОРСВЕТе

  Для предприятий ГОРСВЕТ интеграцию информационных и автоматизированных систем с 2006г. выполняет ЗАО "ЭЛЛИПС" на базе "Автоматизированной системы диспетчерской наружного освещения "Светлый город".



Автор: Бачурин А.А. Компания "ЭЛЛИПС" | e-mail: bachurin#ellips.ru

 
614068, Россия, г. Пермь, ул. Луначарского, д. 80 (1 этаж)
телефон: +7 (342) 271-77-81
e-mail: web@ellips.ru

Подписаться на рассылку новостей

Rambler's Top100
© ЭЛЛИПС, 2001-2017
Создание сайта: Амадо

Написать письмо Карта сайта Главная